На основании положений такого законодательного акта, как №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г., можно говорить о том, что проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) – обязанность всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Есть закрепленное нормативами исключение: организации, штат которых включает только удаленных сотрудников, не обязаны проводить СОУТ.

Названый федеральный закон разделяет виды СОУТ. Им закреплены и рассмотрены такие, как:

  • очередная специальная оценка;
  • внеплановая СОУТ.

Порядок и особенности, как и случаи, когда требуется проведение внеплановой специальной оценки, рассмотрены и закреплены ст. 17 названого нормативного акта.

Внеплановая специальная оценка условий труда: понятие

Упомянутым ФЗ проведение внеплановой СОУТ рассматривается в качестве процедуры проверки факторов условий труда (вредные, опасные), реализуемой вне плана (графика). Ключевая причина для проведения такого рода мероприятий – факт изменений в условиях деятельности сотрудников на каком-либо рабочем месте в рамках конкретного предприятия.

Порядок проведения СОУТ в таком случае аналогичен порядку проведения плановой специальной оценки.

Читать по теме

Какой порядок внеплановой специальной оценки условий труда?

  1. Формирование ответственной за специальную оценку условий труда комиссии. Утверждение состава и полномочий участников закрепляются изданием приказа руководством предприятия, ответственного за организацию и проведения специальной оценки.
  2. Формирование членами утвержденной комиссией СОУТ перечня рабочих мест, требующих оценки условий труда на них, а также перечня показателей и опасных, вредных производственных факторов, подлежащих замерам.
  3. Выбор ответственного исполнителя (фирмы), заключение договора.
  4. Формирование исполнителем СОУТ графика, плана, согласование с фирмой-заказчиком положений этих документов. Подписание договора.
  5. Ответственные за специальную оценку условий труда лица (представители компании-исполнителя) проводят замеры, контроль показателей.
  6. Формирование отчетов представителями фирмы-исполнителя.
  7. Утверждение, передача сведений уполномоченным гос. органам и службам (Федеральная информационная система, ФСС и др.).

По результатам проведения специальной оценки руководство фирмы-заказчика должно проинформировать об итогах каждого из сотрудников, а также сделать официальную публикацию на виртуальном портале (собственный Интернет-ресурс фирмы, если таковой имеется).

Основания для проведения внеплановой специальной оценки труда

Среди оснований для проведения СОУТ выделяются следующие:

  • формирование новых рабочих мест;
  • закупка и пуск предприятием нового оборудования или сложных технических средств;
  • изменение технологий производства, сказывающихся на процессе труда;
  • получение предписания от ответственных надзорных и контролирующих органов;
  • использование новых материалов, сырья отличных характеристик (от характеристик используемого ранее), если такие материалы и сырье влияют на характер и условия труда;
  • приобретение и использование новых СИЗ и КИЗ (средства индивидуальной и коллективной защиты);
  • несчастный случай;
  • выявление профессионального заболевания у работника (группы работников);
  • требование профсоюза.

От причины проведения внеплановой специальной оценки условий труда во многом зависят ее сроки.

О результатах проведения специальной оценки руководство информируют каждого сотрудника
О результатах проведения специальной оценки руководство информируют каждого сотрудника
О результатах проведения специальной оценки руководство информируют каждого сотрудника

Сроки

В общем случае определение сроков проведения внеплановой СОУТ зависит от следующих факторов:

  1. Создание рабочих мест, пуск нового оборудования, изменение технологий производства.
  2. Если причина внеплановой СОУТ обусловлена перечисленными факторами, фирма или организация имеет в распоряжении срок до 12 месяцев на проведение повторной специальной оценки.

  3. Прочие факторы.
  4. В таком случае фирма имеет в распоряжении срок до 6 месяцев на проведение повторной специальной оценки.

Когда проведения внеплановой специальной оценки не требуется

В некоторых случаях проведение внеплановой СОУТ не требуется. Такие случаи рассмотрены и описаны №426-ФЗ. Среди них:

  • несчастные случаи на производстве, произошедшие по причине неосторожности сторонних (третьих) лиц или при участии таких лиц;
  • изменение ФИО ИП;
  • реорганизация предприятия;
  • смена наименования должности, которую занимали некоторые сотрудники.

Необязательный характер СОУТ в данном контексте обусловлен тем фактом, что наступление таких ситуаций не приводит к изменениям характера труда и его условий.

Важно подчеркнуть: в отдельных случаях (в рамках перечисленных ситуаций) проведение специальной оценки может стать необходимым. Пример – требование профсоюза или надзорных органов.

Смена наименования должности сотрудника не является основанием к проведению внеплановой специальной оценки
Смена наименования должности сотрудника не является основанием к проведению внеплановой специальной оценки
Смена наименования должности сотрудника не является основанием к проведению внеплановой специальной оценки

Меры ответственности

Если какая-либо фирма уклоняется от обязанности организации проведения СОУТ вне зависимости от ее вида (плановая, внеплановая), возникает вероятность привлечения руководства и должностных лиц к ответственности.

Санкции закреплены положениями ч. 2 ст. 5.21.1 КоАП.

Кодексом установлены различные меры ответственности, которые классифицированы по принципу принадлежности нарушителя к той или иной группе.

Санкции для:

  1. Должностных лиц, ответственных за организацию и проведение СОУТ:
    • денежный штраф в размере 5-10 тыс. при первичном нарушении;
    • в размере 30-40 тыс. при повторном;
    • дисквалификация на 1-3 года при последующих нарушениях.
  2. ИП:
    • денежные штрафы (аналогично штрафам для должностных лиц, ответственных за организацию и проведение СОУТ);
    • приостановка деятельности на срок до 90 дней при последующих нарушениях.
  3. Юр. лиц:
    • денежный штраф до 80 тыс. руб. при первичном нарушении;
    • до 200 тыс. при повторном;
    • приостановка деятельности фирмы на срок до 90 дней.