Проведение спецоценки является одной из основных процедур по обеспечению безопасности сотрудников на рабочих местах, именно поэтому эксперты ЛенПромЭкспертизы оказывают квалифицированную помощь при проведении СОУТ в организации.
Аттестация рабочих мест потеряла свою актуальность с 2015 года. Ее больше не проводят. Но это не означает, что рабочие могут создавать материальные ценности в условиях шума, загазованности, электромагнитного излучения и т. д. На смену аттестации пришла новая процедура, сокращенно названая специальной оценкой условий труда или СОУТ. 28 декабря президент РФ поставил подпись под 426-ФЗ. Данный нормативный акт подробно описывает, как проводить оценку, кто может этим заниматься и в каких ситуациях.
Важно подчеркнуть, что оценка существенно отличается от обязательной ранее аттестации. Она базируется на иных понятиях, терминах, определениях. Изменился даже порядок проведения. Цель СОУТ — официальная фиксация тех рабочих мест, нахождение на которых негативно влияет на здоровье персонала. Дополнительно можно проверить, в каких условиях предприниматель, собственник бизнеса предлагает работать наемным сотрудникам.
Если компания-работодатель проводила аттестацию до 31.12.2013 года, 5 (пять) последующих лет можно было опираться на ее данные. Но можно было провести и СОУТ. В обоих случаях условия труда после измерений относили к определенному классу. Учитывались все факторы, способные негативно повлиять на здоровье и самочувствие человека.
К началу 2019 года результаты всех аттестаций стали недействительными. Теперь контролирующие инстанции рассматривают только протоколы СОУТ.
Как проводить оценку, подробно расписано в 426-ФЗ от 28.12.2013 года. Весной 2016 года в закон внесены коррективы, касающиеся порядка прохождения процедуры (136-ФЗ). Среди основных изменений необходимо выделить следующие:
Еще одно изменение касается формирования реестра компаний, имеющих право проводить и АРМ, и СОУТ. С 2016 года в реестре помимо прочего размещается информация о наличии представительств и филиалов.
Как полагают эксперты, все перечисленные коррективы и нововведения приведут к тому, что процедура оценки станет более объективной и качественной, а результаты — точными. На уровне законодательства право проводить СОУТ имеют компании, перечисленные в особом реестре аккредитованных организаций.
Существенное отличие СОУТ от АРМ — подготовительные процедуры. При их проведении необходимо ориентироваться на требования и положения 426-ФЗ. Если не выполнить все предписания федерального закона, получить сертификат не удастся.
Подготовка к специальной оценке предполагает прохождение следующих этапов:
Возглавляет ее руководитель компании. Дополнительно в комиссию входят представители профсоюза (при наличии такового), медработник и инженер по ТБ. Если профсоюза нет, за работниками остается право делегировать своих представителей.
Как только комиссия сформирована, директор или иное лицо с аналогичными функциями ставит подпись под приказом, утверждающим состав.
Здесь важно придерживаться принципа: если в цехах, отделах, подразделениях сотрудники выполняют одинаковые операции, в процессе труда используется идентичное оборудование, проверить условия нужно, как минимум, на 20% таких мест. Иные ограничения отсутствуют.
Брать пробы, проверять шум, пыль, наличие электромагнитного излучения должны независимые специалисты, не заинтересованные в получении конкретного результата. Их не вводят в комиссию.
Как уже подчеркивалось ранее, в процедуре специальной оценки условия труда участвует не только комиссия от работодателя. Изучать конкретные условия должны независимые эксперты. И при этом нельзя пригласить любого специалиста даже при наличии профильного диплома.
Для получения экспертных данных необходимо обращаться в компанию, соответствующую следующим требованиям:
Важный момент! Если специальная оценка будет проведена лабораторией, не имеющей на то законных прав, результаты исследований не будут приняты к рассмотрению контролирующими органами. Всю процедуру изучения условий труда придется проводить заново.
С выбранной компанией подписывается договор. Его форма законодательно не регламентирована, но есть некоторые положения, которые нужно учитывать. Важно указать, какими правами обладает каждая из сторон, какие обязанности на нее возлагаются. Помимо этого, в договоре прописывается стоимость оказываемых услуг и выполняемых работ. Не менее важно обозначить ответственность сторон на несоблюдение пунктов, прописанных в соглашении.
Только взять пробы, измерить шум и электромагнитное излучение недостаточно. Полученные данные необходимо отобразить в специальном отчете. При его составлении обязательно учитывают положения закона №33н Минтруда. В отчете независимых оценщиков прописываются:
К отчету прилагаются рекомендации оценщика, направленные на устранение негативных факторов, улучшение условий труда там, где это необходимо. Форма приложения с рекомендациями законодательно не регламентирована.
Проведение специальной оценки условий труда — не самоцель компании-заказчика. Данные больше нужны различным ведомствам и контролирующим органам. И здесь важно знать, что заказчик может самостоятельно не передавать полученные данные в Госинспекцию по труду. Это сделает организация-исполнитель. И она же обязана сделать это своевременно. Если сроки подачи отчета нарушены, инспекция выпишет штраф именно оценщикам, а не той компании, которая заказывала проведение специальных исследований.
Отчет с результатами специальной оценки условий труда — документ, предназначенный не только для руководителя или собственника бизнеса. 426-ФЗ предписывает, что в течение 30 календарных дней данные должны быть доведены до персонала. Выходные дни, командировки, отпуска (как плановые, так и внеочередные), больничные, промежутки между сменами или вахтами в этот временной промежуток не входят.
Для чего работникам знать результаты исследований? Федеральное законодательство предусматривает, что те, кто вынужден трудиться в условиях, вредных для здоровья, имеют право на ряд льгот:
Важно! Персонал имеет право знать, какие выводы сделали эксперты по результатам специальной оценки условий труда. Работодатель обязан объявить результаты не на словах, а внести их в специальный ознакомительный лист. Его форма ни в одном из законов не оговорена. Главное при составлении — не допускать искажения данных.
В ряде ситуаций работодатель обязан проинформировать о результатах специальной оценки городское или региональное подразделение Госинспекции. Экземпляр декларации можно либо передать в приемную инспекции под роспись, либо переслать по почте заказным письмом с описью и уведомлением. Если данные пересылаются по электронным каналам связи, для заверения документа потребуется ЭЦП.
Подача декларации возможна при условии, что результаты специальных исследований не выявили наличие рабочих мест, отнесенных к 3-му или 4-му классу.
На формирование и подачу декларации дается 1 месяц с момента, как завершена процедура специальной оценки. Срок действия документа — 5 лет. Если за это время в производственных цехах, иных подразделениях работодателя не будет зафиксировано травм, несчастных случаев, ставших следствием несовершенства техпроцесса, профзаболеваний, срок действия документа можно продлить еще на 5 лет. Если же травмы, заболевания профессионального характера зафиксированы, специальная оценка с последующим составление декларации проводятся обязательно.
Можно отметить, что российские предприятия пока не сильно заинтересованы в том, чтобы создавать для своих сотрудников идеальные условия труда. Нарушения можно найти в любом цеху или офисе. А это означает, что процедура подачи декларации законодательно предусмотрена, но применить ее на практике очень и очень сложно, а порой и невозможно.
Законодательно работодателям разрешено снизить финансовую нагрузку, связанную с проведением специальной оценки. До 20% от расходов можно списать за счет статьи «Травматизм» (ФСС). Но сделать это можно только при условии, что Фонд социального страхования утвердит данный расход. Чтобы это произошло, ответственное лицо готовит и передает в ФСС следующие документы:
Дополнительно ответственное лицо работодателя готовит отчет с указанием всех рабочих мест, проверенных в ходе оценки, и сумм, затраченных на специальные измерения.
На уровне закона (426-ФЗ) обозначены обстоятельства, при наступлении которых работодатель обязан не ждать планового срока, а инициировать специальную оценку условий труда в течение полугода. Это:
Если произошло, как минимум, одно из перечисленных событий, в течение полугода нужно провести СОУТ в соответствии со стандартным алгоритмом.
Ранее уже подчеркивалось, что специальная оценка условий труда обязательна для всех. Не имеет значения, государственная ли это компания или частная. Заявить о том, что не будет ее проводить, не может ни один руководитель. Если же кто-то и решить игнорировать положения федерального закона, ему лучше заранее изучить КоАП РФ и части штрафных санкций:
Важно отметить, что с начала 2015 года проверяющие инстанции наказывают работодателей за то, что те игнорируют требования к СОУТ. Ранее отсутствие отчета и оценки относили к нарушениям законодательства в сфере труда. Штрафы за это были существенно ниже.
Все факторы, негативно влияющие на здоровье персонала компании-работодателя, выявленные в процессе СОУТ, относят к одному из классов, перечисленных ниже:
Перечисленные классы являются основными, каждый из них делится еще на ряд подклассов, детализирующих негативное воздействие на здоровье.
Ранее уже подчеркивалось, что сотрудники при условии, что условия на рабочем месте отличаются от оптимальных, могут рассчитывать на увеличение оплаты труда или сокращение рабочего дня.
Помимо этого, работодателю придется:
Не стоит забывать и о том, что на основе полученных результатов рассчитываются доптарифы по взносам в ПФР.