Федеральный закон №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в ред. от 29 июля 2018 (далее по тексту - №117-ФЗ) направлен на регулирование всех правовых отношений, возникающих или являющихся следствием мероприятий, касающихся создания необходимого уровня безопасности ГТС на этапах:

  • проектирования;
  • строительства и т. д. вплоть до ликвидации.
  • Отдельными разделами акта также рассмотрены и закреплены функции, полномочия гос. органов, требования, распространяющиеся на владельцев и арендаторов гидротехнических сооружений, ответственность и обязанности последних в контексте обеспечения безопасности таких объектов.

    Примечание: ч. 2 ст. 2, ст. 6, 12 рассматриваемого акта недействительны.

Читать по теме

Ключевые термины и их расшифровка

Гидротехнические сооружения

Комплекс объектов, взаимодействующих с водными ресурсами, использующих такие ресурсы в процессе эксплуатации или предотвращающих негативное влияние вод на территории и их жителей этих (плотины, ГЭС, насосные, дамбы, ограждающие объекты и т. п.). Исключение – комплексы, магистрали ГВС и ХВС, водоотведения.

Собственник

Государство, субъект, муниципалитет, физ. или юр. лицо, обладающие законно закрепленными правами владения объектом.

Чрезвычайная ситуация (далее по тексту – ЧС)

Следствие непредвиденных опасных происшествий, которые причинили ущерб водам или землям, на которых дислоцируется объект, жителям и природным ресурсам этих земель или вод.

Безопасность ГТС

Благодаря этому критерию (свойству) потенциально достигается сохранность природных ресурсов, безопасность людей, территорий, находящихся в непосредственной близости к объекту.

Декларация

Документ, включающий обоснование безопасности, рассматривающий мероприятия, направленные ее обеспечение.

Критерии безопасности

Показатели состояния, особенностей эксплуатации объекта, которые соответствуют определенным рискам ЧС и устанавливаются ответственными за это надзорными органами.

Оценка безопасности

Процедура, задача которой – анализ соответствия гидротехнического сооружения, персонала на определенном объекте законодательным требованиям.

Допустимый риск

Закрепленная федеральными и локальными норматива величина – риск аварийной ситуации.

Территория объекта

Участок в рамках, закрепленных законодательством.

Обеспечение безопасности

Мероприятия, задача которых – минимизация риска наступления ЧС.

Консервация

Приостановка работы объекта, задача которой – предотвращение различных рисков, в особенности потенциальных угроз природным ресурсам, прилегающим к промышленному сооружению землям, жителям этих земель.

Ликвидация объекта

Снос сооружения и демонтаж используемого ранее на гидротехническом объекте оборудования, последующее восстановление территорий и земель, где располагалось сооружение.

Роль и основные задачи государства

  1. Издание и согласование отраслевых актов, разработка политики, установка этапов и регламентация нюансов контроля, надзорных мероприятий, касающихся гидротехнических сооружений.
  2. Регламентация полномочий надзорных органов.
  3. Установка и регламентация требований к классификации и уточнение вопросов, содействие в решении задач, встающих перед юр. или физ. лицами, использующими промышленные объекты гидротехнического назначения или работающими на них, касающихся соблюдения требований безопасности на всех этапах различных видов деятельности на гидротехнических сооружениях.
  4. Установка и регламентация нюансов деятельности, работ на сооружениях промышленного гидротехнического назначения.
  5. Регламентация особенностей аттестации персонала по безопасности сооружений промышленного гидротехнического назначения, разработка и утверждение требований к ее проведению с сотрудниками.

Контроль со стороны государственных органов, регистр

Ответственны за гос. надзор наделенные соответствующими полномочиями и осуществляющие сопутствующие функции органы и инстанции (как федерального, так и локального масштаба).

Все информационные данные о конкретном гидротехническом сооружении попадают в особый регистр ГТС (далее по тексту – регистр). Наполнение и обновление последнего проводится ответственными инстанциями на основании законодательных актов и строго в рамках установленного этими актами порядка.

Рекомендуем обращаться за уточнением информации к регулярно обновляющим сведения источникам.

Надзорные органы
Надзорные органы
Надзорные органы

Классы промышленных сооружений гидротехнического характера

Ведение упомянутого нами регистра требует присвоения тому или иному ГТС класса опасности с I по IV (пример – III соответствует среднему уровню).

Требования к мероприятиям, направленным на обеспечение безопасности

  1. Строгий учет величины нормативной величины риска возникновения ЧС.
  2. Создание, последующая экспертиза паспортов объектов, декларирование.
  3. Содействие и помощь в реализации мероприятий гос. надзора.
  4. Создание необходимых условий безопасности работы на структурном объекте и всем гидротехническом сооружении или комплексе сооружений промышленного гидротехнического назначения путем предварительно разработки и последующего согласования мер, таких как обеспечение соответствия установленным законодательно критериям, оснащение системами или комплексами для контроля состояния объекта, обеспечение квалификации персонала.
  5. Заблаговременная реализация мер, задача которых – минимизация вероятности наступления ЧС.
  6. Ответственность за снижение качественно состояния безопасности ниже установленного законодательно уровня.

Задачи владельцев или организаций, занятых эксплуатацией ГТС

  1. Обеспечение соблюдения требований и норм на всех этапах работы с гидротехническим сооружением или комплексом гидротехнических сооружений от проектирования до строительства.
  2. Мониторинг качественного состояния объекта, оценка потенциальных причин снижения качественных характеристик или параметров безопасного функционирования гидротехнического объекта.
  3. Разработка параметров, норм и критериев, касающихся так или иначе эксплуатации, а безопасных условий работы на сооружениях гидротехнического характера.
  4. Совершенствование систем и подходов, методов контроля за процессами, протекающими на гидротехническом сооружении, в целях обеспечения благоприятных, безопасных условий.
  5. Реализация мер, направленных на поддержание исправности гидротехнического сооружения или комплекса гидротехнических сооружений, разработка мер (и так же – последующая реализация), направленных на поддержание безопасности ГТС и минимизацию рисков ЧС.
  6. Формирование резервных фондов на случай необходимости ликвидации последствий ЧС.
  7. Эксплуатация при условии строгого учета правил и законов, норм, обеспечение соответствия квалификации персонала законодательным нормам, касающимся соблюдению условий безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.
  8. Поддержание исправности и бесперебойного функционирования оборудования для оповещения, в том числе систем, включающих в структуру подобное оборудование (справедливо для I-II кл. опасности).
  9. Содействие надзорным инстанциям (при осуществлении ими возложенных задач в части контроля параметров и характеристик процессов, состояния промышленного сооружения гидротехнического назначения на соответствие законодательным требованиям).
  10. Информирование населения в части вопросов, касающихся всех нюансов безопасности и состояния сооружения промышленного гидротехнического характера.
  11. Ведение ремонтных и прочих работ при условии, что гидротехнический объект или комплекс такого рода сооружений не отвечает или отвечает неполно законодательным требованиям безопасности, если этот факт был установлен.
  12. Регулярная и полная аттестация всех без исключения работников в области безопасности ГТС.

Все лица, обладающие правами на эксплуатацию сооружений гидротехнического назначения в промышленных целях, отвечают за характеристики и параметры, состояние таких сооружений. Эта ответственность является действительной до ситуации, в которой осуществляется переход прав, или же до момента полной ликвидации того или иного объекта гидротехнического характера.

Задачи и правила эксплуатации ГТС
Задачи и правила эксплуатации ГТС
Задачи и правила эксплуатации ГТС

Аттестация сотрудников

Аттестация персонала, работающего на том или ином промышленном сооружении гидротехнического характера, бывает:

  1. Первичной, которая проводится при назначении, при переводе специалиста или руководителя на другое место, при заключении соглашений о работе в новой компании, если это требует переаттестации (речь о ситуации, когда требуется проверка специалиста по другой области знаний).
  2. Внеочередной, которая проводится в определенных законами и нормативами случаях.

За проведение процедуры оценки знаний и компетенции сотрудников гидротехнических сооружений отвечают комиссии, создаваемые ответственными за это гос. органами или же учреждениями, инстанциями, занятыми видами работ, связанных с гидротехническими сооружениями. Планируете проведение первичной или внеочередной аттестации сотрудников? Обращайтесь за услугами нашей компании! Чтобы уточнить детали, свяжитесь с нами или оставьте контактные данные в форме обратной связи.

Декларация безопасности

Это официальная бумага, включающая исчерпывающие данные о степени соответствия гидротехнического сооружения всем законодательным и локальным нормативам, касающимся области безопасности объектов гидротехнического промышленного назначения.

Все без исключения лица, ведущие деятельность на этих сооружениях, обязаны предоставлять надзорным органам декларации:

  1. При эксплуатации (I-III кл.);
  2. При консервации или ликвидации (I-IV кл. объектов гидротехнического назначения).

На этапе проектирования такой документ должен входить в проект.

Возникают трудности с разработкой декларации безопасности ГТС? Сделаем это за вас. Просто свяжитесь с нашими специалистами!

Экспертиза проекта и декларации

Процедура должна осуществляться в строгом соответствии отдельным положениям и требованиям федеральных и локальных актов в порядке, рассмотренном и закрепленном этими актами. Она может быть осуществлена по желанию владельцев или компаний, занятых эксплуатацией, также в случаях, когда такие лица не согласны с требованиями надзорных гос. органов. Обжалование осуществляется в судебном порядке.

Выдача разрешений – платная: необходима уплата пошлины.

Нужна помощь с прохождением экспертизы? Нет навыков и знаний, желания разбираться с действующими законами? Обращайтесь за услугами компании. Мы решим любые задачи.

Расследование ЧС, аварий, инцидентов

По факту любой ЧС обязательно проводится техническое расследование. Ответственна за нее специальная комиссия. В нее входят:

  • Лица от территориального органа самоуправления;
  • Лица от страховщика;
  • Собственник, его представители или лицо от эксплуатирующей компании;
  • Другие лица на основании законов РФ.

Дополнительно к проведению процедуры при необходимости привлекаются сторонние экспертные организации.

В результате расследования формируется акт с причинами и важными моментами, касающимися ЧС, а также с описанием характера и величины ущерба, ставшими следствием аварии или инцидента.

За финансирование процедуры отвечают лица, владеющие ГТС или эксплуатирующие объект.

Страхование ответственности

Обязательно для владельцев и компаний, эксплуатирующих конкретное гидротехническое сооружение или комплекс таких сооружений, на случай возникновения ЧС или инцидента.

Обязанность материального обеспечения ответственности возложена на владельцев или арендаторов гидротехнических сооружений, если последние находятся в муниципальной или гос. собственности.

Если величина такого обеспечения меньше уровня, требуемого для возмещения вреда или ущерба, порядок процедуры будет установлен уполномоченными на этом органами.

Возмещение ущерба

При условии нарушения законов любой вред или ущерб, причиненный людям, их имуществу впоследствии ЧС, должен быть возмещен физ., юр. лицами-владельцами или компаниями, занятыми эксплуатацией гидротехнического сооружения или комплекса подобных сооружений.

Нарушения, ответственность

Примеры:

  • Проведение работ от строительства до эксплуатации ниже или выше плотины без наличия разрешений;
  • Отказ от предоставления деклараций или проведения экспертизы проекта;
  • Отказ от выполнения предписаний надзорных инстанций, от передачи надзорным инстанциям сведений, касающихся потенциальных угроз и рисков аварий, утаивание таких сведений или их искажение;
  • Нарушение законодательных требований к любым этапам деятельности или работ на сооружении промышленного гидротехнического объекта;

За любые из перечисленных нарушений владельцы или эксплуататоры гидротехнических сооружений будут привлекаться к ответственности на основании действующего законодательства.

Скачать полную версию №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»


Нужна помощь с разработкой проектных документов, паспортов, деклараций безопасности и других бумаг? Требуется содействие в прохождении экспертиз? Не хотите столкнуться с ответственностью?

Обращайтесь за нашими услугами. Мы вам поможем!